Обо мне

Моя фотография
Yangantau, Southern Urals, Russia
"БУДЬTE СОБОЙ, ОСТАЛЬНЫЕ ВСЕ ЗАНЯТЫ !" ©
Powered By Blogger

пятница, 22 февраля 2019 г.

Недолго музыка играла...

Нуруллин, Ренат Хаматович
Материал из Википедии - свободной энциклопедии (статья была удалена "немногим более чем через год...").

Вместо эпиграфа. ...Как-то один приятель, коллега, сказал: "Подозреваю, что приложили к этому руку твои недоброжелатели - кинематографисты: одна "пара возлюбленных" плюс бывший родственник ...".
______________________________________________________________________________________________________________

Ренат Хаматович Нуруллин

Род деятельности: журналист, дизайнер, кинорежиссёр
Жанр: публицистика, художественно-декоративные и скульптурные композиции, документальное кино
Язык произведений: русский, башкирский



Ренат Хаматович Нуруллин (род. 4 сентября 1949 года) - журналист, дизайнер, кинорежиссёр. Место рождения - Австралия , по другим источникам - родился на Южном Урале. .

Содержание
• 1 Биография
• 2 Творчество
• 3 Литература
• 4 Фильмы
• 5 Ссылки

Биография
Нуруллин Ренат Хаматович, родился 4 сентября 1949 года в д. Зайпекуль, Миякинский район, Башкирская АССР, РСФСР, СССР

В 1966 году закончил среднюю школу в Стерлитамаке. Работал на разных предприятиях города, в качестве художника-оформителя. Эти навыки получил в школьные годы, занимаясь в ИЗО-студии, а позднее, в театре-студии «Синтез». В это же время с помощью любительской кинокамеры «Нева» снимал фильмы, где был автором, оператором и режиссёром.

В 1970 году переехал на Украину - город Жёлтые Воды. Работал на Южном радиозаводе дизайнером в лаборатории НОТ, куда был принят по конкурсу и занимался разработкой рабочих мест, скульптурным и декоративным оформлением интерьеров заводских корпусов и общественных зданий. Это был "закрытый" город, где добывался «урановый хлеб земли», проживала в нём научная и техническая элита СССР. Город Жёлтые Воды интересен ещё и тем, что в битве под Жёлтыми Водами, на Жёлтой Реке (старое название посёлка), 25 апреля - 16 мая 1648 года украинский гетман Богдан Хмельницкий разгромил поляков.

В 1978 году приглашён на Киевскую киностудию научно-популярных фильмов - Киевнаучфильм, где работал художником-мультипликатором, принимал участие в создании технических и научно-популярных фильмов. Стажировался как кинорежиссёр на фильмах: «Технический рисунок» и «Элементы теории относительности А. Эйнштейна" (Специальная теория относительности) - наставник: кинорежиссёр высшей категории Б.С.Дубровин-Заболотский.

В 1981 году окончил с отличием кинофакультет Киевского Государственного института театрального искусства имени Карпенко-Карого. Ныне – Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого.

В 1981-1982 годах прошел 1-й тур и был рекомендован Союзом кинематографистов и Госкино Украины на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерскую художественного фильма в городе Москве.

В 1982-1983 годах работал в Гостелерадио БАССР корреспондентом в редакции советского строительства и быта . Готовил телепередачи на русском и башкирском языках.

В 1983 по состоянию здоровья переехал в Салаватский район, где работал заместителем главного врача по культурно-массовой работе в санатории «Янган-Тау».

В 1986 году, в связи со съёмками фильма о народном поэте Республики Башкортостан Мустае Кариме, был вновь приглашён в Госкомитет Башкирской АССР по телевидению и радиовещанию и назначен на должность главного редактора киноредакции.

В 1986-1987 годах Нуруллин Р. Х. провёл исследовательскую работу в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан, выявил и собрал документы, подтверждающие дату образования санатория «Янган-Тау» («Горящая гора»). Архивные документы и фотоматериалы легли в основу музея курорта.

Снял три фильма о курорте «Янган-Тау», которые открыли широкому зрителю уникальные свойства чудодейственной горы, где расположена всемирно известная ныне здравница.

В 1991 году, после ухода из Гостелерадио Башкортостана (причины высказаны Газимом Шафиковым в журнале «Агидель (журнал) - башк. "А;и;ел", 2004 год, №2, - Нуруллиным Р.Х. было учреждено Творческо-производственное объединение «Нур-фильм» с технической базой в Дёмском районе города Уфы. При поддержке руководства района разработал Технологическую записку по созданию киношколы и мультипликационной мастерской. С помощью видных архитекторов города Уфы были разработаны эскизы и утверждён рабочий проект двухэтажного здания киношколы.

Нуруллин Р. Х. работал шеф-редактором «Уфа-фильм», гендиректором «Нур-фильм», заместителем гендиректора «Башкирской информационно-аналитической службы».

В 2003-2005 годах Нуруллин Р.Х. работал в ГУП Телерадиокомпания «Башкортостан» - Башкортостан (телерадиокомпания), - главным режиссёром.

В 2007-2008 годах по предложению руководства ГУП ТРК «Башкортостан» содействовал в качестве режиссёра-консультанта организации и развитию корреспондентского пункта ТВ и РВ в Салаватском районе Республики Башкортостан.

До 2012 года проживал в деревне Комсомол Салаватского района Республики Башкортостан, где занимался сценарной и литературной работой.

В качестве специалиста консультировал в санатории "Янган-Тау" работы по дизайну и кино: снял к 75-летнему юбилею курорта научно-познавательный видеофильм "Янган-Тау" - чудотворная гора" - и способствовал проведению в санатории Всероссийского симпозиума по скульптуре из камня – мрамора.

Отец троих детей: сын Вячеслав - офицер Российской Армии (Екатеринбург), дочь Эвелина - музыкант (Англия,Лондон), дочь Алия -журналист (Россия).

Творчество
Нуруллин Ренат Хаматович - инициатор создания и один из организаторов объединённого тележурнала шести республик Поволжья и Приуралья «В семье единой» (1987 год).

Как автор и режиссёр снял такие кинофильмы, как - «Бобслей» - об открытии международной трассы в городеМелеузе; «Операция - «Волк» - о башкирских охотниках; «Зима в Бурзяне» - о красоте природы этого уникального края и другие, которые неоднократно демонстрировались по телевидению. Одновременно начал работу по собственному сценарию над фильмом «Башкирская сюита» из трёх частей: «Башкирские народные обычаи», «Сабантуй», «Свадебные обычаи башкир».

Снял за этот период ряд фильмов, которые демонстрировались по Центральному телевидению Гостелерадио СССР и за рубежом. Это: «На земле Салавата»; «Сарматские сокровища» (об уникальной находке башкирских археологов - автор сценария); «Санаторий Янган-Тау» (научно-популярное исследование); «Точка отсчёта - Когалым» (о помощи башкирских нефтяников Западной Сибири - автор сценария); полнометражный документально-публицистический фильм "Чужой беды не бывает" о трагедии близ Улу-Теляк (Иглинский район) и другие.

За создание художественно-публицистического полнометражного фильма «Хадия» (о трагической судьбе писательницы Хадии Давлетшиной - автор сценария Газим Шафиков) Нуруллин Р.Х. выдвигался на соискание Государственной премии имени Салавата Юлаева.

Среди нескольких десятков тысяч метров архивной кинопленки - в городе Красногорске,- Нуруллину Р.Х. удалось найти кинокадры, запечатлевшие великую башкирскую писательницу Хадию Давлетшину на Первом съезде советских писателей. Впервые была осуществлена киносъёмка в так называемой «зоне» - исправительное учреждение в «Дубравлаге», - бывший "Темлаг". Оригинальную музыку к фильму по экспликации Нуруллина Р.Х. написал выдающийся композитор Низамутдинов, Салават Ахмадиевич.

По инициативе Нуруллина Р.Х. и при поддержке руководства Гостелерадио Башкортостана и Гостелерадио СССРбыло создано в октябре 1990 года первое, среди фильмопроизводящих студий регионального телевидения СССР, хозрасчётное Творческо-производственное объединение «Баштелефильм» с собственной технической базой, которое Нуруллин Р.Х. возглавил в качестве директора. Здесь же был тарифицирован Художественным советом телевидения и получил квалификацию «кинорежиссер высшей категории».

В период внедрения видеомагнитной ленты и замещение ею киноплёнки в фильмопроизводстве Нуруллин Р.Х. сохранил на ТВ фильмотеку, собранную энтузиастами кино в течение нескольких десятков лет, а также приумножил её документальными кинокадрами из истории республики, отобранными в Красногорском Государственном архиве кино-, фотодокументов СССР, ныне - Российский государственный архив кинофотодокументов. В том числе и трагическими кино-, фотодокументами о железнодорожной катастрофе под Уфой у Змеиной горы близ Улу-Теляка (Иглинский район). Весь киноархив был переведён на «видео», а киноплёнка «смыта - ?!.».

К 85-летию народного поэта снял авторский художественно-публицистический полнометражный фильм "Мустай Карим". В это же время был подготовлен 39-минутный фильм для телеканала «Культура".

При поощрении народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима, одно из его стихотворений на башкирском языке («Который нынче час?») впервые прозвучало в виде финальной песни в одноимённом фильме (русский перевод - Нуруллин Р.Х., композитор - Ришат Сагитов).

За период работы в санатории «Янган-Тау» Нуруллин Р.Х. выступил автором и исполнителем таких проектов, как: архитектурно-декоративные композиции в металле и граните: «Огонь» - «Шар в шаре» - символ Янгантау (горящая гора); «Салават Юлаев»; памятный знак «Паллас, Петер Симон»; мемориальный комплекс «Стела Памяти», - посвященный 55-летию Победы в Великой Отечественной войне и монументальный скульптурный комплекс «Беркут».

В этот же период (2004 -2005 гг.) в качестве режиссёра-постановщика Нуруллин Р.Х. снял художественный полнометражный фильм-комедию «Дело в тюбетейке» (на башкирском языке), в котором принимали участие известные актеры и певцы Башкортостана.

В качестве руководителя фильмопроизводящей студии ТПО "Баштелефильм" содействовал созданию в республике Башкирского отделения Союза кинематографистов России. Фильмопроизводство на Башкирском телевидении удалось по инициативе Нуруллина Р.Х. расширить с одного часа 30 минут эфирного времени (на ЦТ) до 2 часов 30 минут, с полным финансированием Гостелерадио СССР. Технологический процесс кинопроизводства был переведен с 16-мм на 35-мм киноплёнку, - это позволило демонстрацию фильмов в кинопрокате. Именно эта структура - ТПО «Баштелефильм», - стала основой и сыграла важную роль в консолидации профессиональных кинематографистов и становлении башкирского национального кинематографа.

Нуруллин Р. Х. - инициатор создания и режиссёр первого башкирского мультипликационного фильма «Кем откор?» ("Кто проворнее?", 1989 год). В это же время, по его инициативе, появилась первая телепередача о родословной башкир - "башкирское шежере".

Создав мастерскую мультипликационного кино, впервые в Башкортостане, (ТПО "Баштелефильм", 1990-1991 гг.), Нуруллин Р.Х. подготовил Технологическую записку («Пособие») по производству рисованных мультфильмов. Был наставником будущего художника-мультипликатора и режиссёра Азамата Хужахметова, ныне - директор киностудии "Башкортостан (кинокомпания)", - содействовал: стажировке у известных украинских мультипликаторовв (город Киев) и в городе Москве ("Пилот (мультипликационная студия)", а также учёбе на режиссёрском отделении ВГИКа.

Работы по созданию полнометражного мультфильма по мотивам древнего эпоса «Урал-батыр» достигли 50-процентную готовность. Сценарии Нуруллина Р.Х.: литературный и режиссёрский; эскизы и макеты типажей: согласованные в Институте истории, языка и литературы, - были утверждены Художественным советом ТВ. Были также сняты пилотные эпизоды фильма и сделаны раскадровки. Мультоборудование, приобретённое в Москве и съёмочную технику передали киностудии "Башкортостан" после вынужденного ухода Нуруллина Р.Х. из Гостелерадио БашАССР.

Более двадцати лет Нуруллин Р.Х. - член таких творческих союзов, как: Союз журналистов России и Союз кинематографистов России. Вступал в эти Союзы будучи в СССР. В этот же период избирался членом Правления ТПО «Союзтелефильм».

По поручению Правления Союза кинематографистов СССР содействовал защите «авторских прав» авторов и создателей кинопроизводства .

Литература
• Договор на творческое содружество между наставником Б.С.Дубровиным-Заболотским и молодым специалистом Р.Х.Нуруллиным. "Киевнаучфильм", 18 ноября 1982 года.
• О тележурнале "В семье единой" (Становление и развитие телевидения в регионах России во второй половине XX - начале XXI вв. Пятая глава, первый параграф).
• Статья "Сценарий на манжетах, или Заметки о кино в коротких штанишках". Газета "Советская Башкирия", май 1989 года.
• О создании ТПО "Баштелефильм" Госкомитета БАССР по ТВ и РВ. Приказ Председателя Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию, Москва, от 12.07.1990 года, № 449.
• Статья "Илхамлы ижад" (башк.). Газета "Башкортостан", от 6 мая 1992 года, №88.
• Статья "Фильм, фильм, фильм...". Газета "Известия Башкортостана", от 7 мая 1992 года, №54.
• Номинация на Государственную премию Башкирской ССР имени Салавата Юлаева. Газета "Советская Башкирия", от 3 марта 1992 года.
• Письмо Президенту Башкортостана о поддержке и содействии Представителю в республике Башкортостан, члену СК России, кинорежиссёру Нуруллину Р.Х. по вопросам соблюдения и защиты авторских прав. Союз кинематографистов России. Москва, от 31 октября 1995 года.
• Об открытии мемориального комплекса "Стела Памяти" на курорте "Янган-Тау". Газета "На земле Салавата", май 2000 года.
• Журнал «Агидель» (башк."А;и;ел"), 2004 год, №2, стр.: 142-143.

Фильмы
[1]
[2]
[3]

Ссылки
• Гильдия кинорежиссеров России
• Black Rock, Австралия
• Гора Ямантау (Южный Урал)
• Газим Шафиков. "Звезда из рода Бабичей"
• Азамат Хужахметов "...мы создали первый башкирский трехминутный мультфильм «Кто проворнее»
• Ирек Киньябулатов "Дерзновенность. К 70-летию со дня рождения Газима Шафикова"
• "Газим Шафиков — современник собственной судьбе". К 75-летию со дня рождения выдающегося литератора
• Газим Шафиков - автор сценария художественно-публицистического полнометражного фильма «Хадия»
• Железнодорожная катастрофа под Уфой
• К 95-летию Мустая Карима
• Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника
• Evelina de Lain

Категории: 
• Персоналии по алфавиту
• Писатели по алфавиту
• Журналисты по алфавиту
• Дизайнеры по алфавиту
• Кинорежиссёры по алфавиту
• Родившиеся 4 сентября
• Родившиеся в 1949 году
• Родившиеся в Миякинском районе
• Союз журналистов России
• Союз кинематографистов России

С Народным поэтом Башкортостана Мустаем Каримом на съёмках фильма. 
Южный Урал, Юматово. 2004 год

ДАЛЕЕ... СМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ  К CТАТЬЕ В ВИКИПЕДИИ  


...О фильме "ХАДИЯ".
      Впервые состоялась презентация и премьера башкирского художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ"- 12 марта 1991 года на Центральном  телевидении по второй программе  
      Автор сценария - Газим Шафиков, режиссёр-постановщик - Ренат Нуруллин, оператор-постановщик - Владимир Желябов.
      За создание полнометражного художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ" вместе с кинооператором Владимиром Желябовым выдвигались Госкомитетом Башкирской АССР по телевидению и радиовещанию на соискание Государственной премии Башкирской АССР имени Салавата Юлаева.
     Но были "отодвинуты" по причине отсутствия, якобы, номинации "Кинематограф" в утверждённом регламенте.    Ходили слухи, что не прошли из-за нетитульной национальности... (возможно, "рылом" не вышли?). Сильно переживал оператор Владимир Викторович Желябов - премия "стоила" 30 тыс. рублей. Большие были деньги по тем временам! Я же знал, что не пройдём: выдвижение было формальным - как же, презентация и премьера фильма из Башкортостана на Центральном телевидении, в Москве... Впервые... 
      Да и фильм был резонансным и вызвал большой скандал в определённых кругах.
      Представители литературных кругов  и национальных образований после премьеры фильма "Хадия" разделились на группы: "ЗА" и "ПРОТИВ". И все они обрушились на меня с претензиями (из фильма понятно -"почему?") - и, в конечном счёте, "уложили" на больничную койку в кардиодиспансере.    
      Особенно донимали меня влиятельные телевизионные тётки и дяди - дети и родственники  некоторых литербоссов - "промышлявших" доносами и плагиатом... - которые, когда-то, "довели до ручки..." героиню фильма. 
      И не зря начинается история её трагической жизни словами: "Наш фильм - Слово, - в защиту чести и достоинства Хадии Давлетшиной ". 

https://www.youtube.com/watch?v=FBVWNF0Q22g




четверг, 21 февраля 2019 г.

ТАК БЫЛО !


Здесь должен остановиться "вагонзак"... (уточнение мизансцены)

Удивительные были времена...

      Вместо эпиграфа: "О том как поехал с нами (режиссёр Ренат Нуруллин и оператор Владимир Желябов) на кинофестиваль в Саратов  - НЕКТО, -  и "спрятал"  представленный на конкурс наш  фильм "Хадия" от показа членам жюри фестиваля.

      По просьбе председателя жюри Алексея Габриловича фильм искали, но не нашли... В оргкомитете сообщили, что фильм был заявлен для показа и даже демонстрировался в соседнем кинотеатре на видеоэкране.  
https://youtu.be/FBVWNF0Q22g
      А забрал этот фильм  все тот же - "некий" представитель Башкирского ТВ, - под каким-то предлогом и срочно покинул фестиваль".




Мост через Волгу в Саратове

      К юбилею окружающие тебя люди начинают проявлять особое внимание к воспоминаниям, иконографическим  материалам и официальным документам. И стал я перебирать (фильтровать) свой архив. Как-то было: из популярной газеты попросили меня рассказать о творческой стороне своей жизни... - я "отослал" к Википедии... И, похоже, на меня обиделись. Больше предложений не было.
      А статью обо мне в Википедии - впоследствии удалили, - "подсуетились" коллеги, бывшие родственники  и недоброжелатели. 
      NB: ...Вот кое-что о, якобы, "бесплатной и свободной энциклопедии" и как могут манипулировать администраторы и редакторы Википедии РАЗМЕЩЕНИЕМ И УДАЛЕНИЕМ СТАТЕЙ ЗА ДЕНЬГИ.       
http://www.istokirb.ru/detail.php?article=5401&sp...
      Ну, да, бог с ними... знаю, теперь, кто мне не друг, а враг!  Да и статья эта была - так себе, - "перезапись" из автобиографии... "Висела" статья в энциклопедии почти два года и - несмотря на удаление, - сохранилась в Интернете!  
http://famous-birthdays.ru/data/04_sentyabrya/nuru...
     Так вот, перебирая архив в тридесятый раз, а осталось от него всего лишь на один портфель официальных документов, неопубликованных рукописей и сценариев - наткнулся на фотографии к фильму "Хадия".
      Автором этих фото был на фильме ассистент кинооператора Владимира Желябова, ныне известный оператор и режиссёр Рияз Исхаков.

 

          Учётная карточка из архива Дубравлага - п. Явас, Мордовия 
(бывший Темлаг)

      Нам с большим трудом, по разрешению руководства ГУИН в Москве, удалось попасть в архив Дубравного управления лагерей - посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг). Да и там "позволили", всего лишь, взять интервью и  посмотреть учётные карточки осуждённых, а личные дела не показали, якобы, не сохранились. Пока я отвлекал заведующую архивом разговорами о кино, Рияз Исхаков, буквально "на коленке", - у окна, переснял учётные карточки на фото. Снимать было строжайше запрещено - я давал расписку...

      Хотя, через полгода, японская киногруппа за тридцать тысяч долларов спокойно и в своё удовольствие снимала в зоне всё и вся !

Из переписки осуждённых "членов семьи изменников родины" писательницы Хадии Давлетшиной и жены писателя Даута Юлтыева, Фатимы Гимрановны Юлтыевой.

Моменты съёмок эпизодов художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ".





В прилегающем к зоне лесу - подготовка к съёмкам. Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг)





В зоне. За камерой заместитель начальника по оперативной работе подполковник Рассказова(прозвище "Сказка"). Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг)





В зоне. Здесь шьют спецодежду для пожарных, 1989 год. А восемьдесят лет назад героиня фильма вышивала цветные купоны для мужских сорочек. 
Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг)



Необычный ракурс





В зоне. Обсуждение плана съёмок к фильму "Хадия". Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг)





В ожидании вагонзака. Как же без собаки?..  Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия 
(бывший Темлаг)

      За создание полнометражного художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ" вместе с кинооператором Владимиром Желябовым выдвигались Госкомитетом Башкирской АССР по телевидению и радиовещанию на соискание Государственной премии Башкирской АССР имени Салавата Юлаева.
   
  


      Но были "отодвинуты" по причине отсутствия, якобы, номинации "Кинематограф" в утверждённом регламенте. Ходили слухи, что не прошли из-за нетитульной национальности... (...возможно, "рылом" не вышли?). Сильно переживал Владимир Викторович Желябов - премия "стоила" 30 тыс. рублей. Большие были деньги по тем временам! Я же знал, что не пройдём: выдвижение было формальным - как же, презентация и премьера фильма из Башкортостана на Центральном телевидении, в Москве... Впервые... Да и фильм был резонансным и вызвал большой скандал в определённых кругах.

   

Cкриншоты из полнометражного художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ"




Стоп-кадр. Среди нескольких десятков тысяч метров архивной кинопленки - в городе Красногорске, -удалось найти кинокадры, запечатлевшие великую башкирскую писательницу Хадию Давлетшину на Первом съезде советских писателей.




Оригинальную музыку к фильму "Хадия" написал ярчайший и самобытный композитор Салават Ахмадеевич Низамутдинов. Он был незрячим - потому пришлось сделать экспликацию музыкального оформления: обозначить и озвучивать хронометраж, 
темы эпизодов и проигрывать вслух дикторский текст и мизансцены.
Было непросто, но музыка и песни на стихи Хадии Давлетшиной вошли в картину 
органично и украсили фильм. Спасибо, Салават!



Благодарен отделу кадров Башкирского ТВ за эти записи - греют душу ! 
Хорошие были люди...добросовестные. И всё это - правда...



Телестудия в Останкино, Москва. Выступление директора Творческо-производственного объединения "Баштелефильм", кинорежиссёра Рената Нуруллина и публициста, переводчика и поэта Газима Шафикова в одной из первых программ "Документальное кино России" на Центральном телевидении - ведущий программы: народный депутат СССР, член Верховного Совета СССР, кинорежиссёр Дмитрий Алексеевич Луньков.



Речь шла о перспективах развития башкирского фильмопроизводства, в частности, 
и кинематографа России в целом.

      12 марта 1991 года - состоялась презентация и премьера полнометражного художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ" на Центральном телевидении в Москве.

      Автор сценария - Газим Шафиков, режиссёр-постановщик - Ренат Нуруллин, оператор-постановщик - Владимир Желябов.
             
ПРИМЕЧАНИЕ 1: Говорили о планах Творческо-производственного объединения "Баштелефильм" и  о создании первого в истории кино Республики Башкортостан 3-х минутного мультфильма "Кэм откор?" - "Кто проворнее! " - на основе башкирских сказок и прибауток.
Производство: 1989 - 1990 годы. Премьера мультфильма состоялась в телепередаче Яркея Якшидавлетова "Замана".

Идея, автор сценария и режиссёр Ренат Нуруллин; автор либретто на башкирском языке Луиза Фархшатова; художник-мультипликатор Азамат Хужахметов; оператор Ильдус Галиуллин; монтажёр Венера Хабирова, Музыка из произведений композитора Розы Сахаутдиновой и группы "Караван-сарай".


Впервые, по инициативе Рената Нуруллина, появилось башкирское название мультипликации: "одушевлённый рисунок (с)".


И так было... 




                     
       
Договор на творческое содружество между наставником Б.С.Дубровиным-Заболотским и молодым специалистом Р.Х.Нуруллиным. "Киевнаучфильм", 18 ноября 1982 года.

      В 1978 году приглашён на Киевскую киностудию научно-популярных фильмов — "Киевнаучфильм",  где работал художником-мультипликатором, принимал участие в создании технических и научно-популярных фильмов.

Стажировался как кинорежиссёр на фильмах: «Технический рисунок» и «Элементы теории относительности А. Эйнштейна» (Специальная теория относительности) — наставник: кинорежиссёр высшей категории Б. С. Дубровин-Заболотский.

      В октябре 1990 года было создано, первое, среди фильмопроизводящих студий регионального телевидения СССР, хозрасчётное Творческо-производственное объединение «Баштелефильм» Гостелерадио Башкирской АССР, с собственной технической базой, которое возглавилв качестве директора. 


      Организовал мультипликационную мастерскую и стал инициатором создания и режиссёром первого башкирского мультипликационного фильма «Кем откор?» («Кто проворнее?», 1989 год). Подготовил Технологическую записку («Пособие») по производству рисованных мультфильмов.


      В это же время, содействовал появлению  первой телепередачи о родословной башкир — «башкирское шежере». Редактор Яркей Якшидавлетов.


      Тарифицирован Художественным советом телевидения  Гостелерадио Башкирской АССР и получил квалификацию «кинорежиссер высшей категории».                                         


ПРИМЕЧАНИЕ 2: Начало беседы в студии и часть рассказа об истории создания ТПО "Баштелефильм" - кем-то вырезаны (?!.).

Оригинал фильма на киноплёнке "Кодак" и эфирная видеозапись - непонятным образом, - исчезли из фильмо-видеотеки Гостелерадио "Башкортостан".

Странные были времена !


      Представители  литературных кругов и национальных образований в республике разделились на группы: "ЗА" и "ПРОТИВ". И все они обрушились на меня с претензиями (из фильма понятно -"почему?") - и, в конечном счёте, "уложили" на больничную койку в кардиодиспансере.

      Особенно донимали меня влиятельные телевизионные тётки и дяди - дети и родственники  некоторых литербоссов - "промышлявших" доносами и плагиатом... - которые, когда-то, "довели до ручки" героиню фильма.
      И не зря начинается история её трагической жизни словами: "Наш фильм - Слово, - в защиту чести и достоинства Хадии Давлетшиной ".

Жестокие были времена !





Полнометражный художественно-публицистический фильм "ХАДИЯ"