Обо мне
- Ренат Х. Нуруллин (Renat H. NUR)
- Yangantau, Southern Urals, Russia
- "БУДЬTE СОБОЙ, ОСТАЛЬНЫЕ ВСЕ ЗАНЯТЫ !" ©
воскресенье, 24 февраля 2019 г.
Нуруллин, Ренат Хаматович - комментарии к статье в Википедии
Нуруллин, Ренат Хаматович - комментарии к статье в Википедии - свободной энциклопедии.
С Народным поэтом Башкортостана Мустаем Каримом на съёмках фильма.
Юматово, 2004
Автор сценария - Газим Шафиков, режиссёр-постановщик - Ренат Нуруллин, оператор-постановщик - Владимир Желябов.
За создание полнометражного художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ" вместе с кинооператором Владимиром Желябовым выдвигались Госкомитетом Башкирской АССР по телевидению и радиовещанию на соискание Государственной премии Башкирской АССР имени Салавата Юлаева.
Но были "отодвинуты" по причине отсутствия, якобы, номинации "Кинематограф" в утверждённом регламенте. Ходили слухи, что не прошли из-за нетитульной национальности... (возможно, "рылом" не вышли?). Сильно переживал оператор Владимир Викторович Желябов - премия "стоила" 30 тыс. рублей. Большие были деньги по тем временам! Я же знал, что не пройдём: выдвижение было формальным - как же, презентация и премьера фильма из Башкортостана на Центральном телевидении, в Москве... Впервые...
Да и фильм был резонансным и вызвал большой скандал в определённых кругах.
Представители литературных кругов и национальных образований после премьеры фильма "Хадия" разделились на группы: "ЗА" и "ПРОТИВ". И все они обрушились на меня с претензиями (из фильма понятно -"почему?") - и, в конечном счёте, "уложили" на больничную койку в кардиодиспансере.
Особенно донимали меня влиятельные телевизионные тётки и дяди - дети и родственники некоторых литербоссов - "промышлявших" доносами и плагиатом... - которые, когда-то, "довели до ручки..." героиню фильма.
И не зря начинается история её трагической жизни словами: "Наш фильм - Слово, - в защиту чести и достоинства Хадии Давлетшиной ".
https://www.youtube.com/watch?v=FBVWNF0Q22g
О создании первого башкирского мультфильма "КЕМ ОТКОР? (Кто проворнее?) -
в названии есть подтекст!.
.. В октябре 1990 года было создано, первое, среди фильмопроизводящих студий регионального телевидения СССР, хозрасчётное Творческо-производственное объединение «Баштелефильм» Гостелерадио Башкирской АССР, с собственной технической базой, которое Нуруллин Р. Х. возглавил в качестве директора.
Организовал мультипликационную мастерскую - спецоборудование и материалы, в том числе: мультстанок с камерой, краски и др., - привёз из Киева и Москвы. Стал инициатором создания, автором сценария и режиссёром первого башкирского мультипликационного фильма «Кем откор?» («Кто проворнее?», 1989 год).
Премьера мультфильма состоялась в телепередаче Яркея Якшидавлетова "Замана".
Идея, автор сценария и режиссёр Ренат Нуруллин; автор либретто на башкирском языке Луиза Фархшатова; художник-мультипликатор Азамат Хужахметов; оператор Ильдус Галиуллин; монтажёр Венера Хабирова.
Музыка из произведений композитора Розы Сахаутдиновой и группы "Караван-сарай".
Впервые, в Башкортостане, по предложению Рената Нуруллина, появилось башкирское название мультипликации: "одушевлённый рисунок" (c). Перевод на башкирский язык Луизы Фархшатовой.
Подготовил и утвердил на Художественном совете ТВ "Технологическую записку" («Пособие») по производству рисованных мультфильмов.
В это же время, содействовал появлению первой телепередачи о родословной башкир — «башкирское шежере».
Ренат Нуруллин - тарифицирован Художественным советом телевидения Гостелерадио Башкирской АССР и получил квалификацию «кинорежиссер высшей категории».
Презентация фильма "ХАДИЯ" на Центральном телевидении...
Выступление директора Творческо-производственного объединения "Баштелефильм", кинорежиссёра Рената Нуруллина и публициста, переводчика и поэта Газима Шафикова в одной из первых программ "Документальное кино России" на Центральном телевидении (ведущий программы: народный депутат СССР, член Верховного Совета СССР, кинорежиссёр Дмитрий Алексеевич Луньков).
Речь шла о перспективах развития башкирского телевизионного кино, в частности, и кинематографа России в целом...
Впервые, 12 марта 1991 года, состоялась презентация и премьера башкирского художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ" на Центральном телевидении (II программа).
На кинофестивале "Человек и море" в ЮРМАЛЕ (Латвия)...
Подготовка телепрограммы о роли религии в современном мире...
О фильме "ХАДИЯ".
О мультипликационном кино в Республике Башкортостан...
Из комментариев к статье Зухры Буракаевой
"Нужен ли республике фильм "Урал-батыр?"("Фейсбук"):
"... Yan Promenisty: Хотелось бы спросить Экспертов, Знатоков и просто неравнодушных людей: куда подевались киноматериалы, эскизы типажей, литературный и режиссёрский сценарии мультфильма "УРАЛ БАТЫР"... и всякие прочие МУЛЬТИприбамбасы (в том числе" и первый башкирский мультфильм "Кэм откор "- "Кто проворнее"). А это было около тридцати лет тому назад - в Творческо-производственном объединении "БАШТЕЛЕФИЛЬМ" Гостелерадио Башкирской АССР (1989 - 1990 годы).
Рияз Исхаков: Старожилы-аксакалы говаривают, что исходники, негативы и цветовые паспорта утопили во время прорыва канализации в подвале телевидения.
Зухра Буракаева: Кем отҡор - проект Луиза Фархшатова.
Yan Promenisty: Спасибо, Рияз. Слышал об этой "катастрофе"... тогда же "погибла/утопла" и фильмотека, находившаяся в отдельном здании. А какие там были уникальные кино-фотоматериалы? Кому это понадобилось?
Луиза Фархшатова: А какая библиотека была .... Все вопросы руководству того времени
Yan Promenisty - Зухре Буракаевой. Создание мультмастерской, первого мультфильма, равно как и ТПО "БАШТЕЛЕФИЛЬМ" - это проекты Рената Х. Нуруллина. (Луиза Азаматовна Фархшатова - автор либретто мультфильма на башкирском языке).
Зухра Буракаева: И никто не ответил...".
С кинооператором Владимиром Викторовичем Желябовым на съёмках фильма "ХАДИЯ", На реке Иргиз,1989
Half Moon Bay ( штат "Виктория", Австралия)
В документе также имеется штамп "Апостиль" (Apostile) в Отделении Министерства иностранных дел и торговли Австралии штата Виктория (September 4, 1949) .
Город ЖЁЛТЫЕ ВОДЫ (Govti Vody), Украина
За создание полнометражного художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ" вместе с кинооператором Владимиром Желябовым выдвигались Госкомитетом Башкирской АССР по телевидению и радиовешанию на соискание Государственной премии Башкирской АССР имени Салавата Юлаева.
Фото Леонида Александровича Мешкова.
" ... Выехали с кинооператором Л.А.Мешковым рано утром и снимали на месте катастрофы до позднего вечера... Картина была ужасной: сгоревшие вагоны, вывороченные шпалы, искорёженные рельсы... и трупы... Раньше не снимали мёртвые тела - запрещалось показывать на телеэкране. Но мы снимали всё: солдат в резиновых комбинезонах с бахилами, отскребаюших фрагменты обгоревших тел от железных частей вагонов; задержанных мародёров, заехавших с трассы М-5 "поживиться" - были и они (?!.).
Но было такое, что мы не смогли снять, а если и снимали, то не смогли показать в эфире... Это дети...
Съёмки проходили: на месте катастрофы; на месте взрыва; в азропорту; в Уфе; в Аше; на прессконфереции; в госпитале и больницах... и длились несколько дней. Снимали с вертолёта и в местах их взлёта и посадки. Задействованы были лучшие журналисты и кинооператоры Башкирского ТВ..."
О том как поехал с нами (режиссёр Ренат Нуруллин и оператор Владимир Желябов) на кинофестиваль в Саратов с фильмом "Хадия" - Некто, - и "спрятал" его от показа членам жюри фестиваля.
По просьбе председателя жюри Алексея Габриловича фильм искали, но не нашли... В оргкомитете сообщили, что фильм был заявлен для показа и даже демонстрировался в соседнем кинотеатре на видеоэкране.
А забрал этот фильм некий представитель Башкирского ТВ под каким-то предлогом и срочно покинул фестиваль.
Съёмки в зоне... Мордовия, "Дубравлаг" (бывший "Темлаг")
Съёмки в зоне... Обозначается место остановки вагонзака.
Съёмки в прилегающем к зоне лесу...
Анонсы фильма "Хадия" в программе...
Автограф народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима
Мой перевод стихотворения Мустая Карима на русский язык - записано поэтом.
Характеристика-рекомендация на Высшие курсы сценаристов и режиссёров в г. Москве
Писатель Динис Буляков о рассказах Рената Нуруллина
О мультфильмах...
Рассказы в газете "ИСТОКИ"
Актёрское прошлое Рената Х. Нуруллина.
Афиша и програмка спектакля "Девятая симфония".
Союз кинематографистов России -
письмо Президенту Республики Башкортостан Муртазе Рахимову.
пятница, 22 февраля 2019 г.
Недолго музыка играла...
Нуруллин, Ренат Хаматович
Материал из Википедии - свободной энциклопедии (статья была удалена "немногим более чем через год...").
Вместо эпиграфа. ...Как-то один приятель, коллега, сказал: "Подозреваю, что приложили к этому руку твои недоброжелатели - кинематографисты: одна "пара возлюбленных" плюс бывший родственник ...".
______________________________________________________________________________________________________________
Ренат Хаматович Нуруллин
Род деятельности: журналист, дизайнер, кинорежиссёр
Жанр: публицистика, художественно-декоративные и скульптурные композиции, документальное кино
Язык произведений: русский, башкирский
Ренат Хаматович Нуруллин (род. 4 сентября 1949 года) - журналист, дизайнер, кинорежиссёр. Место рождения - Австралия , по другим источникам - родился на Южном Урале. .
Содержание
• 1 Биография
• 2 Творчество
• 3 Литература
• 4 Фильмы
• 5 Ссылки
Биография
Нуруллин Ренат Хаматович, родился 4 сентября 1949 года в д. Зайпекуль, Миякинский район, Башкирская АССР, РСФСР, СССР
В 1966 году закончил среднюю школу в Стерлитамаке. Работал на разных предприятиях города, в качестве художника-оформителя. Эти навыки получил в школьные годы, занимаясь в ИЗО-студии, а позднее, в театре-студии «Синтез». В это же время с помощью любительской кинокамеры «Нева» снимал фильмы, где был автором, оператором и режиссёром.
В 1970 году переехал на Украину - город Жёлтые Воды. Работал на Южном радиозаводе дизайнером в лаборатории НОТ, куда был принят по конкурсу и занимался разработкой рабочих мест, скульптурным и декоративным оформлением интерьеров заводских корпусов и общественных зданий. Это был "закрытый" город, где добывался «урановый хлеб земли», проживала в нём научная и техническая элита СССР. Город Жёлтые Воды интересен ещё и тем, что в битве под Жёлтыми Водами, на Жёлтой Реке (старое название посёлка), 25 апреля - 16 мая 1648 года украинский гетман Богдан Хмельницкий разгромил поляков.
В 1978 году приглашён на Киевскую киностудию научно-популярных фильмов - Киевнаучфильм, где работал художником-мультипликатором, принимал участие в создании технических и научно-популярных фильмов. Стажировался как кинорежиссёр на фильмах: «Технический рисунок» и «Элементы теории относительности А. Эйнштейна" (Специальная теория относительности) - наставник: кинорежиссёр высшей категории Б.С.Дубровин-Заболотский.
В 1981 году окончил с отличием кинофакультет Киевского Государственного института театрального искусства имени Карпенко-Карого. Ныне – Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого.
В 1981-1982 годах прошел 1-й тур и был рекомендован Союзом кинематографистов и Госкино Украины на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерскую художественного фильма в городе Москве.
В 1982-1983 годах работал в Гостелерадио БАССР корреспондентом в редакции советского строительства и быта . Готовил телепередачи на русском и башкирском языках.
В 1983 по состоянию здоровья переехал в Салаватский район, где работал заместителем главного врача по культурно-массовой работе в санатории «Янган-Тау».
В 1986 году, в связи со съёмками фильма о народном поэте Республики Башкортостан Мустае Кариме, был вновь приглашён в Госкомитет Башкирской АССР по телевидению и радиовещанию и назначен на должность главного редактора киноредакции.
В 1986-1987 годах Нуруллин Р. Х. провёл исследовательскую работу в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан, выявил и собрал документы, подтверждающие дату образования санатория «Янган-Тау» («Горящая гора»). Архивные документы и фотоматериалы легли в основу музея курорта.
Снял три фильма о курорте «Янган-Тау», которые открыли широкому зрителю уникальные свойства чудодейственной горы, где расположена всемирно известная ныне здравница.
В 1991 году, после ухода из Гостелерадио Башкортостана (причины высказаны Газимом Шафиковым в журнале «Агидель (журнал) - башк. "А;и;ел", 2004 год, №2, - Нуруллиным Р.Х. было учреждено Творческо-производственное объединение «Нур-фильм» с технической базой в Дёмском районе города Уфы. При поддержке руководства района разработал Технологическую записку по созданию киношколы и мультипликационной мастерской. С помощью видных архитекторов города Уфы были разработаны эскизы и утверждён рабочий проект двухэтажного здания киношколы.
Нуруллин Р. Х. работал шеф-редактором «Уфа-фильм», гендиректором «Нур-фильм», заместителем гендиректора «Башкирской информационно-аналитической службы».
В 2003-2005 годах Нуруллин Р.Х. работал в ГУП Телерадиокомпания «Башкортостан» - Башкортостан (телерадиокомпания), - главным режиссёром.
В 2007-2008 годах по предложению руководства ГУП ТРК «Башкортостан» содействовал в качестве режиссёра-консультанта организации и развитию корреспондентского пункта ТВ и РВ в Салаватском районе Республики Башкортостан.
До 2012 года проживал в деревне Комсомол Салаватского района Республики Башкортостан, где занимался сценарной и литературной работой.
В качестве специалиста консультировал в санатории "Янган-Тау" работы по дизайну и кино: снял к 75-летнему юбилею курорта научно-познавательный видеофильм "Янган-Тау" - чудотворная гора" - и способствовал проведению в санатории Всероссийского симпозиума по скульптуре из камня – мрамора.
Отец троих детей: сын Вячеслав - офицер Российской Армии (Екатеринбург), дочь Эвелина - музыкант (Англия,Лондон), дочь Алия -журналист (Россия).
Творчество
Нуруллин Ренат Хаматович - инициатор создания и один из организаторов объединённого тележурнала шести республик Поволжья и Приуралья «В семье единой» (1987 год).
Как автор и режиссёр снял такие кинофильмы, как - «Бобслей» - об открытии международной трассы в городеМелеузе; «Операция - «Волк» - о башкирских охотниках; «Зима в Бурзяне» - о красоте природы этого уникального края и другие, которые неоднократно демонстрировались по телевидению. Одновременно начал работу по собственному сценарию над фильмом «Башкирская сюита» из трёх частей: «Башкирские народные обычаи», «Сабантуй», «Свадебные обычаи башкир».
Снял за этот период ряд фильмов, которые демонстрировались по Центральному телевидению Гостелерадио СССР и за рубежом. Это: «На земле Салавата»; «Сарматские сокровища» (об уникальной находке башкирских археологов - автор сценария); «Санаторий Янган-Тау» (научно-популярное исследование); «Точка отсчёта - Когалым» (о помощи башкирских нефтяников Западной Сибири - автор сценария); полнометражный документально-публицистический фильм "Чужой беды не бывает" о трагедии близ Улу-Теляк (Иглинский район) и другие.
За создание художественно-публицистического полнометражного фильма «Хадия» (о трагической судьбе писательницы Хадии Давлетшиной - автор сценария Газим Шафиков) Нуруллин Р.Х. выдвигался на соискание Государственной премии имени Салавата Юлаева.
Среди нескольких десятков тысяч метров архивной кинопленки - в городе Красногорске,- Нуруллину Р.Х. удалось найти кинокадры, запечатлевшие великую башкирскую писательницу Хадию Давлетшину на Первом съезде советских писателей. Впервые была осуществлена киносъёмка в так называемой «зоне» - исправительное учреждение в «Дубравлаге», - бывший "Темлаг". Оригинальную музыку к фильму по экспликации Нуруллина Р.Х. написал выдающийся композитор Низамутдинов, Салават Ахмадиевич.
По инициативе Нуруллина Р.Х. и при поддержке руководства Гостелерадио Башкортостана и Гостелерадио СССРбыло создано в октябре 1990 года первое, среди фильмопроизводящих студий регионального телевидения СССР, хозрасчётное Творческо-производственное объединение «Баштелефильм» с собственной технической базой, которое Нуруллин Р.Х. возглавил в качестве директора. Здесь же был тарифицирован Художественным советом телевидения и получил квалификацию «кинорежиссер высшей категории».
В период внедрения видеомагнитной ленты и замещение ею киноплёнки в фильмопроизводстве Нуруллин Р.Х. сохранил на ТВ фильмотеку, собранную энтузиастами кино в течение нескольких десятков лет, а также приумножил её документальными кинокадрами из истории республики, отобранными в Красногорском Государственном архиве кино-, фотодокументов СССР, ныне - Российский государственный архив кинофотодокументов. В том числе и трагическими кино-, фотодокументами о железнодорожной катастрофе под Уфой у Змеиной горы близ Улу-Теляка (Иглинский район). Весь киноархив был переведён на «видео», а киноплёнка «смыта - ?!.».
К 85-летию народного поэта снял авторский художественно-публицистический полнометражный фильм "Мустай Карим". В это же время был подготовлен 39-минутный фильм для телеканала «Культура".
При поощрении народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима, одно из его стихотворений на башкирском языке («Который нынче час?») впервые прозвучало в виде финальной песни в одноимённом фильме (русский перевод - Нуруллин Р.Х., композитор - Ришат Сагитов).
За период работы в санатории «Янган-Тау» Нуруллин Р.Х. выступил автором и исполнителем таких проектов, как: архитектурно-декоративные композиции в металле и граните: «Огонь» - «Шар в шаре» - символ Янгантау (горящая гора); «Салават Юлаев»; памятный знак «Паллас, Петер Симон»; мемориальный комплекс «Стела Памяти», - посвященный 55-летию Победы в Великой Отечественной войне и монументальный скульптурный комплекс «Беркут».
В этот же период (2004 -2005 гг.) в качестве режиссёра-постановщика Нуруллин Р.Х. снял художественный полнометражный фильм-комедию «Дело в тюбетейке» (на башкирском языке), в котором принимали участие известные актеры и певцы Башкортостана.
В качестве руководителя фильмопроизводящей студии ТПО "Баштелефильм" содействовал созданию в республике Башкирского отделения Союза кинематографистов России. Фильмопроизводство на Башкирском телевидении удалось по инициативе Нуруллина Р.Х. расширить с одного часа 30 минут эфирного времени (на ЦТ) до 2 часов 30 минут, с полным финансированием Гостелерадио СССР. Технологический процесс кинопроизводства был переведен с 16-мм на 35-мм киноплёнку, - это позволило демонстрацию фильмов в кинопрокате. Именно эта структура - ТПО «Баштелефильм», - стала основой и сыграла важную роль в консолидации профессиональных кинематографистов и становлении башкирского национального кинематографа.
Нуруллин Р. Х. - инициатор создания и режиссёр первого башкирского мультипликационного фильма «Кем откор?» ("Кто проворнее?", 1989 год). В это же время, по его инициативе, появилась первая телепередача о родословной башкир - "башкирское шежере".
Создав мастерскую мультипликационного кино, впервые в Башкортостане, (ТПО "Баштелефильм", 1990-1991 гг.), Нуруллин Р.Х. подготовил Технологическую записку («Пособие») по производству рисованных мультфильмов. Был наставником будущего художника-мультипликатора и режиссёра Азамата Хужахметова, ныне - директор киностудии "Башкортостан (кинокомпания)", - содействовал: стажировке у известных украинских мультипликаторовв (город Киев) и в городе Москве ("Пилот (мультипликационная студия)", а также учёбе на режиссёрском отделении ВГИКа.
Работы по созданию полнометражного мультфильма по мотивам древнего эпоса «Урал-батыр» достигли 50-процентную готовность. Сценарии Нуруллина Р.Х.: литературный и режиссёрский; эскизы и макеты типажей: согласованные в Институте истории, языка и литературы, - были утверждены Художественным советом ТВ. Были также сняты пилотные эпизоды фильма и сделаны раскадровки. Мультоборудование, приобретённое в Москве и съёмочную технику передали киностудии "Башкортостан" после вынужденного ухода Нуруллина Р.Х. из Гостелерадио БашАССР.
Более двадцати лет Нуруллин Р.Х. - член таких творческих союзов, как: Союз журналистов России и Союз кинематографистов России. Вступал в эти Союзы будучи в СССР. В этот же период избирался членом Правления ТПО «Союзтелефильм».
По поручению Правления Союза кинематографистов СССР содействовал защите «авторских прав» авторов и создателей кинопроизводства .
Литература
• Договор на творческое содружество между наставником Б.С.Дубровиным-Заболотским и молодым специалистом Р.Х.Нуруллиным. "Киевнаучфильм", 18 ноября 1982 года.
• О тележурнале "В семье единой" (Становление и развитие телевидения в регионах России во второй половине XX - начале XXI вв. Пятая глава, первый параграф).
• Статья "Сценарий на манжетах, или Заметки о кино в коротких штанишках". Газета "Советская Башкирия", май 1989 года.
• О создании ТПО "Баштелефильм" Госкомитета БАССР по ТВ и РВ. Приказ Председателя Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию, Москва, от 12.07.1990 года, № 449.
• Статья "Илхамлы ижад" (башк.). Газета "Башкортостан", от 6 мая 1992 года, №88.
• Статья "Фильм, фильм, фильм...". Газета "Известия Башкортостана", от 7 мая 1992 года, №54.
• Номинация на Государственную премию Башкирской ССР имени Салавата Юлаева. Газета "Советская Башкирия", от 3 марта 1992 года.
• Письмо Президенту Башкортостана о поддержке и содействии Представителю в республике Башкортостан, члену СК России, кинорежиссёру Нуруллину Р.Х. по вопросам соблюдения и защиты авторских прав. Союз кинематографистов России. Москва, от 31 октября 1995 года.
• Об открытии мемориального комплекса "Стела Памяти" на курорте "Янган-Тау". Газета "На земле Салавата", май 2000 года.
• Журнал «Агидель» (башк."А;и;ел"), 2004 год, №2, стр.: 142-143.
Фильмы
[1]
[2]
[3]
Ссылки
• Гильдия кинорежиссеров России
• Black Rock, Австралия
• Гора Ямантау (Южный Урал)
• Газим Шафиков. "Звезда из рода Бабичей"
• Азамат Хужахметов "...мы создали первый башкирский трехминутный мультфильм «Кто проворнее»
• Ирек Киньябулатов "Дерзновенность. К 70-летию со дня рождения Газима Шафикова"
• "Газим Шафиков — современник собственной судьбе". К 75-летию со дня рождения выдающегося литератора
• Газим Шафиков - автор сценария художественно-публицистического полнометражного фильма «Хадия»
• Железнодорожная катастрофа под Уфой
• К 95-летию Мустая Карима
• Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника
• Evelina de Lain
Категории:
• Персоналии по алфавиту
• Писатели по алфавиту
• Журналисты по алфавиту
• Дизайнеры по алфавиту
• Кинорежиссёры по алфавиту
• Родившиеся 4 сентября
• Родившиеся в 1949 году
• Родившиеся в Миякинском районе
• Союз журналистов России
• Союз кинематографистов России
Материал из Википедии - свободной энциклопедии (статья была удалена "немногим более чем через год...").
Вместо эпиграфа. ...Как-то один приятель, коллега, сказал: "Подозреваю, что приложили к этому руку твои недоброжелатели - кинематографисты: одна "пара возлюбленных" плюс бывший родственник ...".
______________________________________________________________________________________________________________
Ренат Хаматович Нуруллин
Род деятельности: журналист, дизайнер, кинорежиссёр
Жанр: публицистика, художественно-декоративные и скульптурные композиции, документальное кино
Язык произведений: русский, башкирский
Ренат Хаматович Нуруллин (род. 4 сентября 1949 года) - журналист, дизайнер, кинорежиссёр. Место рождения - Австралия , по другим источникам - родился на Южном Урале. .
Содержание
• 1 Биография
• 2 Творчество
• 3 Литература
• 4 Фильмы
• 5 Ссылки
Биография
Нуруллин Ренат Хаматович, родился 4 сентября 1949 года в д. Зайпекуль, Миякинский район, Башкирская АССР, РСФСР, СССР
В 1966 году закончил среднюю школу в Стерлитамаке. Работал на разных предприятиях города, в качестве художника-оформителя. Эти навыки получил в школьные годы, занимаясь в ИЗО-студии, а позднее, в театре-студии «Синтез». В это же время с помощью любительской кинокамеры «Нева» снимал фильмы, где был автором, оператором и режиссёром.
В 1970 году переехал на Украину - город Жёлтые Воды. Работал на Южном радиозаводе дизайнером в лаборатории НОТ, куда был принят по конкурсу и занимался разработкой рабочих мест, скульптурным и декоративным оформлением интерьеров заводских корпусов и общественных зданий. Это был "закрытый" город, где добывался «урановый хлеб земли», проживала в нём научная и техническая элита СССР. Город Жёлтые Воды интересен ещё и тем, что в битве под Жёлтыми Водами, на Жёлтой Реке (старое название посёлка), 25 апреля - 16 мая 1648 года украинский гетман Богдан Хмельницкий разгромил поляков.
В 1978 году приглашён на Киевскую киностудию научно-популярных фильмов - Киевнаучфильм, где работал художником-мультипликатором, принимал участие в создании технических и научно-популярных фильмов. Стажировался как кинорежиссёр на фильмах: «Технический рисунок» и «Элементы теории относительности А. Эйнштейна" (Специальная теория относительности) - наставник: кинорежиссёр высшей категории Б.С.Дубровин-Заболотский.
В 1981 году окончил с отличием кинофакультет Киевского Государственного института театрального искусства имени Карпенко-Карого. Ныне – Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого.
В 1981-1982 годах прошел 1-й тур и был рекомендован Союзом кинематографистов и Госкино Украины на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерскую художественного фильма в городе Москве.
В 1982-1983 годах работал в Гостелерадио БАССР корреспондентом в редакции советского строительства и быта . Готовил телепередачи на русском и башкирском языках.
В 1983 по состоянию здоровья переехал в Салаватский район, где работал заместителем главного врача по культурно-массовой работе в санатории «Янган-Тау».
В 1986 году, в связи со съёмками фильма о народном поэте Республики Башкортостан Мустае Кариме, был вновь приглашён в Госкомитет Башкирской АССР по телевидению и радиовещанию и назначен на должность главного редактора киноредакции.
В 1986-1987 годах Нуруллин Р. Х. провёл исследовательскую работу в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан, выявил и собрал документы, подтверждающие дату образования санатория «Янган-Тау» («Горящая гора»). Архивные документы и фотоматериалы легли в основу музея курорта.
Снял три фильма о курорте «Янган-Тау», которые открыли широкому зрителю уникальные свойства чудодейственной горы, где расположена всемирно известная ныне здравница.
В 1991 году, после ухода из Гостелерадио Башкортостана (причины высказаны Газимом Шафиковым в журнале «Агидель (журнал) - башк. "А;и;ел", 2004 год, №2, - Нуруллиным Р.Х. было учреждено Творческо-производственное объединение «Нур-фильм» с технической базой в Дёмском районе города Уфы. При поддержке руководства района разработал Технологическую записку по созданию киношколы и мультипликационной мастерской. С помощью видных архитекторов города Уфы были разработаны эскизы и утверждён рабочий проект двухэтажного здания киношколы.
Нуруллин Р. Х. работал шеф-редактором «Уфа-фильм», гендиректором «Нур-фильм», заместителем гендиректора «Башкирской информационно-аналитической службы».
В 2003-2005 годах Нуруллин Р.Х. работал в ГУП Телерадиокомпания «Башкортостан» - Башкортостан (телерадиокомпания), - главным режиссёром.
В 2007-2008 годах по предложению руководства ГУП ТРК «Башкортостан» содействовал в качестве режиссёра-консультанта организации и развитию корреспондентского пункта ТВ и РВ в Салаватском районе Республики Башкортостан.
До 2012 года проживал в деревне Комсомол Салаватского района Республики Башкортостан, где занимался сценарной и литературной работой.
В качестве специалиста консультировал в санатории "Янган-Тау" работы по дизайну и кино: снял к 75-летнему юбилею курорта научно-познавательный видеофильм "Янган-Тау" - чудотворная гора" - и способствовал проведению в санатории Всероссийского симпозиума по скульптуре из камня – мрамора.
Отец троих детей: сын Вячеслав - офицер Российской Армии (Екатеринбург), дочь Эвелина - музыкант (Англия,Лондон), дочь Алия -журналист (Россия).
Творчество
Нуруллин Ренат Хаматович - инициатор создания и один из организаторов объединённого тележурнала шести республик Поволжья и Приуралья «В семье единой» (1987 год).
Как автор и режиссёр снял такие кинофильмы, как - «Бобслей» - об открытии международной трассы в городеМелеузе; «Операция - «Волк» - о башкирских охотниках; «Зима в Бурзяне» - о красоте природы этого уникального края и другие, которые неоднократно демонстрировались по телевидению. Одновременно начал работу по собственному сценарию над фильмом «Башкирская сюита» из трёх частей: «Башкирские народные обычаи», «Сабантуй», «Свадебные обычаи башкир».
Снял за этот период ряд фильмов, которые демонстрировались по Центральному телевидению Гостелерадио СССР и за рубежом. Это: «На земле Салавата»; «Сарматские сокровища» (об уникальной находке башкирских археологов - автор сценария); «Санаторий Янган-Тау» (научно-популярное исследование); «Точка отсчёта - Когалым» (о помощи башкирских нефтяников Западной Сибири - автор сценария); полнометражный документально-публицистический фильм "Чужой беды не бывает" о трагедии близ Улу-Теляк (Иглинский район) и другие.
За создание художественно-публицистического полнометражного фильма «Хадия» (о трагической судьбе писательницы Хадии Давлетшиной - автор сценария Газим Шафиков) Нуруллин Р.Х. выдвигался на соискание Государственной премии имени Салавата Юлаева.
Среди нескольких десятков тысяч метров архивной кинопленки - в городе Красногорске,- Нуруллину Р.Х. удалось найти кинокадры, запечатлевшие великую башкирскую писательницу Хадию Давлетшину на Первом съезде советских писателей. Впервые была осуществлена киносъёмка в так называемой «зоне» - исправительное учреждение в «Дубравлаге», - бывший "Темлаг". Оригинальную музыку к фильму по экспликации Нуруллина Р.Х. написал выдающийся композитор Низамутдинов, Салават Ахмадиевич.
По инициативе Нуруллина Р.Х. и при поддержке руководства Гостелерадио Башкортостана и Гостелерадио СССРбыло создано в октябре 1990 года первое, среди фильмопроизводящих студий регионального телевидения СССР, хозрасчётное Творческо-производственное объединение «Баштелефильм» с собственной технической базой, которое Нуруллин Р.Х. возглавил в качестве директора. Здесь же был тарифицирован Художественным советом телевидения и получил квалификацию «кинорежиссер высшей категории».
В период внедрения видеомагнитной ленты и замещение ею киноплёнки в фильмопроизводстве Нуруллин Р.Х. сохранил на ТВ фильмотеку, собранную энтузиастами кино в течение нескольких десятков лет, а также приумножил её документальными кинокадрами из истории республики, отобранными в Красногорском Государственном архиве кино-, фотодокументов СССР, ныне - Российский государственный архив кинофотодокументов. В том числе и трагическими кино-, фотодокументами о железнодорожной катастрофе под Уфой у Змеиной горы близ Улу-Теляка (Иглинский район). Весь киноархив был переведён на «видео», а киноплёнка «смыта - ?!.».
К 85-летию народного поэта снял авторский художественно-публицистический полнометражный фильм "Мустай Карим". В это же время был подготовлен 39-минутный фильм для телеканала «Культура".
При поощрении народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима, одно из его стихотворений на башкирском языке («Который нынче час?») впервые прозвучало в виде финальной песни в одноимённом фильме (русский перевод - Нуруллин Р.Х., композитор - Ришат Сагитов).
За период работы в санатории «Янган-Тау» Нуруллин Р.Х. выступил автором и исполнителем таких проектов, как: архитектурно-декоративные композиции в металле и граните: «Огонь» - «Шар в шаре» - символ Янгантау (горящая гора); «Салават Юлаев»; памятный знак «Паллас, Петер Симон»; мемориальный комплекс «Стела Памяти», - посвященный 55-летию Победы в Великой Отечественной войне и монументальный скульптурный комплекс «Беркут».
В этот же период (2004 -2005 гг.) в качестве режиссёра-постановщика Нуруллин Р.Х. снял художественный полнометражный фильм-комедию «Дело в тюбетейке» (на башкирском языке), в котором принимали участие известные актеры и певцы Башкортостана.
В качестве руководителя фильмопроизводящей студии ТПО "Баштелефильм" содействовал созданию в республике Башкирского отделения Союза кинематографистов России. Фильмопроизводство на Башкирском телевидении удалось по инициативе Нуруллина Р.Х. расширить с одного часа 30 минут эфирного времени (на ЦТ) до 2 часов 30 минут, с полным финансированием Гостелерадио СССР. Технологический процесс кинопроизводства был переведен с 16-мм на 35-мм киноплёнку, - это позволило демонстрацию фильмов в кинопрокате. Именно эта структура - ТПО «Баштелефильм», - стала основой и сыграла важную роль в консолидации профессиональных кинематографистов и становлении башкирского национального кинематографа.
Нуруллин Р. Х. - инициатор создания и режиссёр первого башкирского мультипликационного фильма «Кем откор?» ("Кто проворнее?", 1989 год). В это же время, по его инициативе, появилась первая телепередача о родословной башкир - "башкирское шежере".
Создав мастерскую мультипликационного кино, впервые в Башкортостане, (ТПО "Баштелефильм", 1990-1991 гг.), Нуруллин Р.Х. подготовил Технологическую записку («Пособие») по производству рисованных мультфильмов. Был наставником будущего художника-мультипликатора и режиссёра Азамата Хужахметова, ныне - директор киностудии "Башкортостан (кинокомпания)", - содействовал: стажировке у известных украинских мультипликаторовв (город Киев) и в городе Москве ("Пилот (мультипликационная студия)", а также учёбе на режиссёрском отделении ВГИКа.
Работы по созданию полнометражного мультфильма по мотивам древнего эпоса «Урал-батыр» достигли 50-процентную готовность. Сценарии Нуруллина Р.Х.: литературный и режиссёрский; эскизы и макеты типажей: согласованные в Институте истории, языка и литературы, - были утверждены Художественным советом ТВ. Были также сняты пилотные эпизоды фильма и сделаны раскадровки. Мультоборудование, приобретённое в Москве и съёмочную технику передали киностудии "Башкортостан" после вынужденного ухода Нуруллина Р.Х. из Гостелерадио БашАССР.
Более двадцати лет Нуруллин Р.Х. - член таких творческих союзов, как: Союз журналистов России и Союз кинематографистов России. Вступал в эти Союзы будучи в СССР. В этот же период избирался членом Правления ТПО «Союзтелефильм».
По поручению Правления Союза кинематографистов СССР содействовал защите «авторских прав» авторов и создателей кинопроизводства .
Литература
• Договор на творческое содружество между наставником Б.С.Дубровиным-Заболотским и молодым специалистом Р.Х.Нуруллиным. "Киевнаучфильм", 18 ноября 1982 года.
• О тележурнале "В семье единой" (Становление и развитие телевидения в регионах России во второй половине XX - начале XXI вв. Пятая глава, первый параграф).
• Статья "Сценарий на манжетах, или Заметки о кино в коротких штанишках". Газета "Советская Башкирия", май 1989 года.
• О создании ТПО "Баштелефильм" Госкомитета БАССР по ТВ и РВ. Приказ Председателя Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию, Москва, от 12.07.1990 года, № 449.
• Статья "Илхамлы ижад" (башк.). Газета "Башкортостан", от 6 мая 1992 года, №88.
• Статья "Фильм, фильм, фильм...". Газета "Известия Башкортостана", от 7 мая 1992 года, №54.
• Номинация на Государственную премию Башкирской ССР имени Салавата Юлаева. Газета "Советская Башкирия", от 3 марта 1992 года.
• Письмо Президенту Башкортостана о поддержке и содействии Представителю в республике Башкортостан, члену СК России, кинорежиссёру Нуруллину Р.Х. по вопросам соблюдения и защиты авторских прав. Союз кинематографистов России. Москва, от 31 октября 1995 года.
• Об открытии мемориального комплекса "Стела Памяти" на курорте "Янган-Тау". Газета "На земле Салавата", май 2000 года.
• Журнал «Агидель» (башк."А;и;ел"), 2004 год, №2, стр.: 142-143.
Фильмы
[1]
[2]
[3]
Ссылки
• Гильдия кинорежиссеров России
• Black Rock, Австралия
• Гора Ямантау (Южный Урал)
• Газим Шафиков. "Звезда из рода Бабичей"
• Азамат Хужахметов "...мы создали первый башкирский трехминутный мультфильм «Кто проворнее»
• Ирек Киньябулатов "Дерзновенность. К 70-летию со дня рождения Газима Шафикова"
• "Газим Шафиков — современник собственной судьбе". К 75-летию со дня рождения выдающегося литератора
• Газим Шафиков - автор сценария художественно-публицистического полнометражного фильма «Хадия»
• Железнодорожная катастрофа под Уфой
• К 95-летию Мустая Карима
• Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника
• Evelina de Lain
Категории:
• Персоналии по алфавиту
• Писатели по алфавиту
• Журналисты по алфавиту
• Дизайнеры по алфавиту
• Кинорежиссёры по алфавиту
• Родившиеся 4 сентября
• Родившиеся в 1949 году
• Родившиеся в Миякинском районе
• Союз журналистов России
• Союз кинематографистов России
С Народным поэтом Башкортостана Мустаем Каримом на съёмках фильма.
Южный Урал, Юматово. 2004 год
ДАЛЕЕ... СМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ К CТАТЬЕ В ВИКИПЕДИИ
...О фильме "ХАДИЯ".
Впервые состоялась презентация и премьера башкирского художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ"- 12 марта 1991 года на Центральном телевидении по второй программе
Автор сценария - Газим Шафиков, режиссёр-постановщик - Ренат Нуруллин, оператор-постановщик - Владимир Желябов.
За создание полнометражного художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ" вместе с кинооператором Владимиром Желябовым выдвигались Госкомитетом Башкирской АССР по телевидению и радиовещанию на соискание Государственной премии Башкирской АССР имени Салавата Юлаева.
Но были "отодвинуты" по причине отсутствия, якобы, номинации "Кинематограф" в утверждённом регламенте. Ходили слухи, что не прошли из-за нетитульной национальности... (возможно, "рылом" не вышли?). Сильно переживал оператор Владимир Викторович Желябов - премия "стоила" 30 тыс. рублей. Большие были деньги по тем временам! Я же знал, что не пройдём: выдвижение было формальным - как же, презентация и премьера фильма из Башкортостана на Центральном телевидении, в Москве... Впервые...
Да и фильм был резонансным и вызвал большой скандал в определённых кругах.
Представители литературных кругов и национальных образований после премьеры фильма "Хадия" разделились на группы: "ЗА" и "ПРОТИВ". И все они обрушились на меня с претензиями (из фильма понятно -"почему?") - и, в конечном счёте, "уложили" на больничную койку в кардиодиспансере.
Особенно донимали меня влиятельные телевизионные тётки и дяди - дети и родственники некоторых литербоссов - "промышлявших" доносами и плагиатом... - которые, когда-то, "довели до ручки..." героиню фильма.
И не зря начинается история её трагической жизни словами: "Наш фильм - Слово, - в защиту чести и достоинства Хадии Давлетшиной ".
https://www.youtube.com/watch?v=FBVWNF0Q22g
Подписаться на:
Сообщения (Atom)