Вместо эпиграфа. Из объявления: "Куплю трость, крепкую ! Недорого".
Как-то возлюбленная спросила меня: "Почему у тебя вечно недовольная физиономия?". - Отчего мне быть довольным? - ответил я. - Уже сейчас у меня болит поясница... Изжога? - потому что, - гастрит... Нет трети зубов... Без протезов не могу есть шашлык... А щёки запали так, будто бы я неделю не ел... И далее, целый букетхронических заболеваний, - список на страницу в амбулаторной карте ! А что будет со мной в старости? - Ты уже сейчас немолод. Почти старик... Скажи спасибо, что дожил до этих лет. И не говори, что до меня был молодцом. "А я и не говорю ничего. Молодцом , конечно, не был... Но был влюблён ! А с тобой, так... привык." - Упаси меня, боже ! сказать это вслух - подумалось... сгоряча.
Примечания: - публикация не автобиографична - ассоциации с автором неуместны; - фотографии реальных персонажей всего лишь иллюстрации к сюжету.
LJ Секвенция (в музыке: перепев, повтор... - на другой высоте !)
Уточняем место остановки вагонзака для съёмки осуждённых, прибывших в "зону".
Вместо эпиграфа: "О том как поехал с нами (режиссёр Ренат Нуруллин и оператор Владимир Желябов) на кинофестиваль в Саратов - НЕКТО, - и "спрятал" представленный на конкурс наш фильм "Хадия" от показа членам жюри фестиваля". По просьбе председателя жюри Алексея Габриловича фильм искали, но не нашли... В оргкомитете сообщили, что фильм был заявлен для показа и даже демонстрировался в соседнем кинотеатре на видеоэкране.
https://youtu.be/FBVWNF0Q22g
А забрал этот фильм все тот же - "некий" представитель Башкирского ТВ, - под каким-то предлогом и срочно покинул фестиваль... Удивительные были времена...
Мост через Волгу в Саратове
К юбилею окружающие тебя люди начинают проявлять особое внимание к воспоминаниям, иконографическим материалам и официальным документам. И стал я перебирать (фильтровать) свой архив. Как-то было: из популярной газеты попросили меня рассказать о творческой стороне своей жизни... - я "отослал" к Википедии... И, похоже, на меня обиделись. Больше предложений не было. А статью обо мне в Википедии - впоследствии удалили, - "подсуетились" коллеги, бывшие родственники и недоброжелатели. NB: ...Вот кое-что о, якобы, "бесплатной и свободной энциклопедии" и как могут манипулировать администраторы и редакторы Википедии РАЗМЕЩЕНИЕМ И УДАЛЕНИЕМ СТАТЕЙ ЗА ДЕНЬГИ.
Ну, да, бог с ними... знаю, теперь, кто мне не друг, а враг! Да и статья эта была - так себе, - "перезапись" из автобиографии... "Висела" статья в энциклопедии почти два года и - несмотря на удаление, - сохранилась в Интернете!
Так вот, перебирая архив в тридесятый раз, а осталось от него всего лишь на один портфель официальных документов, неопубликованных рукописей и сценариев - наткнулся на фотографии к фильму "Хадия". Автором этих фото был на фильме ассистент кинооператора Владимира Желябова, ныне известный оператор и режиссёр Рияз Исхаков.
Учётная карточка из архива Дубравлага - п. Явас, Мордовия (бывший Темлаг)
Нам с большим трудом, по разрешению руководства ГУИН в Москве, удалось попасть в архив Дубравного управления лагерей - посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг). Да и там разрешили, всего лишь, взять интервью и посмотреть учётные карточки осуждённых, а личные дела не показали, якобы, не сохранились. Пока я отвлекал заведующую архивом разговорами о кино, Рияз Исхаков, буквально "на коленке", - у окна, переснял учётные карточки на фото. Снимать было строжайше запрещено - я давал расписку... Хотя, через полгода, японская киногруппа за тридцать тысяч долларов спокойно и в своё удовольствие снимала в зоне всё и вся !
Из переписки осуждённых "членов семьи изменников родины"
писательницы Хадии Давлетшиной и жены писателя Даута Юлтыева,
Фатимы Гимрановны Юлтыевой.
Моменты съёмок эпизодов
художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ".
В прилегающем к зоне лесу - подготовка к съёмкам. Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг)
В зоне. За камерой заместитель начальника по оперативной работе подполковник Рассказова (прозвище "Сказка"). Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг)
В зоне. Здесь шьют спецодежду для пожарных, 1989 год.
А восемьдесят лет назад героиня фильма вышивала цветные купоны для мужских сорочек.
Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг)
Необычный ракурс
В зоне. Обсуждение плана съёмок к фильму "Хадия". Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг)
В ожидании вагонзака. Как же без собаки?..
Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия
(бывший Темлаг)
За создание полнометражного художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ" вместе с кинооператором Владимиром Желябовым выдвигались Госкомитетом Башкирской АССР по телевидению и радиовещанию на соискание Государственной премии Башкирской АССР имени Салавата Юлаева.
Но были "отодвинуты" по причине отсутствия, якобы, номинации "Кинематограф" в утверждённом регламенте. Ходили слухи, что не прошли из-за нетитульной национальности... (...возможно, "рылом" не вышли?). Сильно переживал Владимир Викторович Желябов - премия "стоила" 30 тыс. рублей. Большие были деньги по тем временам! Я же знал, что не пройдём: выдвижение было формальным - как же, презентация и премьера фильма из Башкортостана на Центральном телевидении, в Москве... Впервые... Да и фильм был резонансным и вызвал большой скандал в определённых кругах.
Cкриншоты
из полнометражного художественно-публицистического
фильма "ХАДИЯ"
Стоп-кадр. Среди нескольких десятков тысяч метров архивной кинопленки -
в городе Красногорске, -
удалось найти кинокадры, запечатлевшие башкирскую писательницу
Хадию Давлетшину на Первом съезде советских писателей.
Оригинальную музыку к фильму "Хадия" написал ярчайший и самобытный композитор Салават Ахмадеевич Низамутдинов. Он был незрячим - потому пришлось сделать экспликацию музыкального оформления: обозначить и озвучивать хронометраж, темы эпизодов и проигрывать вслух дикторский текст и мизансцены. Было непросто, но музыка и песни на стихи Хадии Давлетшиной вошли в картину органично и украсили фильм. Спасибо, Салават!
Благодарен отделу кадров Башкирского ТВ за эти записи - греют душу !
Хорошие были люди... добросовестные.
Телестудия в Останкино, Москва. Выступление директора Творческо-производственного объединения "Баштелефильм", кинорежиссёра Рената Нуруллина и публициста, переводчика и поэта Газима Шафикова в одной из первых программ "Документальное кино России" на Центральном телевидении - ведущий программы: народный депутат СССР, член Верховного Совета СССР, кинорежиссёр Дмитрий Алексеевич Луньков.
Речь шла о перспективах развития башкирского фильмопроизводства, в частности, и кинематографа России в целом. 12 марта 1991 года - состоялась презентация и премьера полнометражного художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ" на Центральном телевидении в Москве. Автор сценария - Газим Шафиков, режиссёр-постановщик - Ренат Нуруллин, оператор-постановщик - Владимир Желябов. ПРИМЕЧАНИЕ 1: Говорили о планах Творческо-производственного объединения "Баштелефильм" и о создании первого в истории кино Республики Башкортостан 3-х минутного мультфильма "Кэм откор?" - "Кто проворнее! " - на основе башкирских сказок и прибауток. Производство: январь-май 1990 года. Премьера мультфильма состоялась в телепередаче Яркея Якшидавлетова "Замана". Идея, автор сценария и режиссёр Ренат Нуруллин; автор либретто на башкирском языке Луиза Фархшатова; художник-мультипликатор Азамат Хужахметов; оператор Ильдус Галиуллин; монтажёр Венера Хабирова, Музыка из произведений композитора Розы Сахаутдиновой и группы "Караван-сарай". Впервые, по инициативе Рената Нуруллина, появилось башкирское название мультипликации: "одушевлённый рисунок (с)". И так было...
Договор на творческое содружество между наставником Б.С.Дубровиным-Заболотским и молодым специалистом Р.Х.Нуруллиным. "Киевнаучфильм",
18 ноября 1982 года.
В 1978 году приглашён на Киевскую киностудию научно-популярных фильмов — "Киевнаучфильм", где работал художником-мультипликатором, принимал участие в создании технических и научно-популярных фильмов. Стажировался как кинорежиссёр на фильмах: «Технический рисунок» и «Элементы теории относительности А. Эйнштейна» (Специальная теория относительности) — наставник: кинорежиссёр высшей категории Б. С. Дубровин-Заболотский. В октябре 1990 года было создано, первое, среди фильмопроизводящих студий регионального телевидения СССР, хозрасчётное Творческо-производственное объединение «Баштелефильм» Гостелерадио Башкирской АССР, с собственной технической базой, которое возглавил в качестве директора. Организовал мультипликационную мастерскую и стал инициатором создания и режиссёром первого башкирского мультипликационного фильма «Кем откор?» («Кто проворнее?», 1989 год). Подготовил Технологическую записку («Пособие») по производству рисованных мультфильмов. В это же время, содействовал появлению первой телепередачи о родословной башкир — «башкирское шежере». Редактор Яркей Якшидавлетов. Тарифицирован Художественным советом телевидения Гостелерадио Башкирской АССР и получил квалификацию «кинорежиссер высшей категории». ПРИМЕЧАНИЕ 2: Начало беседы в студии и часть рассказа об истории создания ТПО "Баштелефильм" - кем-то вырезаны (?!.). Оригинал фильма на киноплёнке "Кодак" и эфирная видеозапись - непонятным образом, - исчезли из фильмо-видеотеки Гостелерадио "Башкортостан".
Странные были времена ! Представители литературных кругов и национальных образований в республике разделились на группы: "ЗА" и "ПРОТИВ". И все они обрушились на меня с претензиями (из фильма понятно -"почему?") - и, в конечном счёте, "уложили" на больничную койку в кардиодиспансере. Особенно донимали меня влиятельные телевизионные тётки и дяди - дети и родственники некоторых литербоссов - "промышлявших" доносами и плагиатом... - которые, когда-то, "довели до ручки" героиню фильма. И не зря начинается история её трагической жизни словами: "Наш фильм - Слово, - в защиту чести и достоинства Хадии Давлетшиной ". Жестокие были времена !