Обо мне

Моя фотография
Yangantau, Southern Urals, Russia
"БУДЬTE СОБОЙ, ОСТАЛЬНЫЕ ВСЕ ЗАНЯТЫ !" ©
Powered By Blogger

четверг, 21 февраля 2019 г.

ТАК БЫЛО !


Здесь должен остановиться "вагонзак"... (уточнение мизансцены)

Удивительные были времена...

      Вместо эпиграфа: "О том как поехал с нами (режиссёр Ренат Нуруллин и оператор Владимир Желябов) на кинофестиваль в Саратов  - НЕКТО, -  и "спрятал"  представленный на конкурс наш  фильм "Хадия" от показа членам жюри фестиваля.

      По просьбе председателя жюри Алексея Габриловича фильм искали, но не нашли... В оргкомитете сообщили, что фильм был заявлен для показа и даже демонстрировался в соседнем кинотеатре на видеоэкране.  
https://youtu.be/FBVWNF0Q22g
      А забрал этот фильм  все тот же - "некий" представитель Башкирского ТВ, - под каким-то предлогом и срочно покинул фестиваль".




Мост через Волгу в Саратове

      К юбилею окружающие тебя люди начинают проявлять особое внимание к воспоминаниям, иконографическим  материалам и официальным документам. И стал я перебирать (фильтровать) свой архив. Как-то было: из популярной газеты попросили меня рассказать о творческой стороне своей жизни... - я "отослал" к Википедии... И, похоже, на меня обиделись. Больше предложений не было.
      А статью обо мне в Википедии - впоследствии удалили, - "подсуетились" коллеги, бывшие родственники  и недоброжелатели. 
      NB: ...Вот кое-что о, якобы, "бесплатной и свободной энциклопедии" и как могут манипулировать администраторы и редакторы Википедии РАЗМЕЩЕНИЕМ И УДАЛЕНИЕМ СТАТЕЙ ЗА ДЕНЬГИ.       
http://www.istokirb.ru/detail.php?article=5401&sp...
      Ну, да, бог с ними... знаю, теперь, кто мне не друг, а враг!  Да и статья эта была - так себе, - "перезапись" из автобиографии... "Висела" статья в энциклопедии почти два года и - несмотря на удаление, - сохранилась в Интернете!  
http://famous-birthdays.ru/data/04_sentyabrya/nuru...
     Так вот, перебирая архив в тридесятый раз, а осталось от него всего лишь на один портфель официальных документов, неопубликованных рукописей и сценариев - наткнулся на фотографии к фильму "Хадия".
      Автором этих фото был на фильме ассистент кинооператора Владимира Желябова, ныне известный оператор и режиссёр Рияз Исхаков.

 

          Учётная карточка из архива Дубравлага - п. Явас, Мордовия 
(бывший Темлаг)

      Нам с большим трудом, по разрешению руководства ГУИН в Москве, удалось попасть в архив Дубравного управления лагерей - посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг). Да и там "позволили", всего лишь, взять интервью и  посмотреть учётные карточки осуждённых, а личные дела не показали, якобы, не сохранились. Пока я отвлекал заведующую архивом разговорами о кино, Рияз Исхаков, буквально "на коленке", - у окна, переснял учётные карточки на фото. Снимать было строжайше запрещено - я давал расписку...

      Хотя, через полгода, японская киногруппа за тридцать тысяч долларов спокойно и в своё удовольствие снимала в зоне всё и вся !

Из переписки осуждённых "членов семьи изменников родины" писательницы Хадии Давлетшиной и жены писателя Даута Юлтыева, Фатимы Гимрановны Юлтыевой.

Моменты съёмок эпизодов художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ".





В прилегающем к зоне лесу - подготовка к съёмкам. Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг)





В зоне. За камерой заместитель начальника по оперативной работе подполковник Рассказова(прозвище "Сказка"). Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг)





В зоне. Здесь шьют спецодежду для пожарных, 1989 год. А восемьдесят лет назад героиня фильма вышивала цветные купоны для мужских сорочек. 
Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг)



Необычный ракурс





В зоне. Обсуждение плана съёмок к фильму "Хадия". Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг)





В ожидании вагонзака. Как же без собаки?..  Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия 
(бывший Темлаг)

      За создание полнометражного художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ" вместе с кинооператором Владимиром Желябовым выдвигались Госкомитетом Башкирской АССР по телевидению и радиовещанию на соискание Государственной премии Башкирской АССР имени Салавата Юлаева.
   
  


      Но были "отодвинуты" по причине отсутствия, якобы, номинации "Кинематограф" в утверждённом регламенте. Ходили слухи, что не прошли из-за нетитульной национальности... (...возможно, "рылом" не вышли?). Сильно переживал Владимир Викторович Желябов - премия "стоила" 30 тыс. рублей. Большие были деньги по тем временам! Я же знал, что не пройдём: выдвижение было формальным - как же, презентация и премьера фильма из Башкортостана на Центральном телевидении, в Москве... Впервые... Да и фильм был резонансным и вызвал большой скандал в определённых кругах.

   

Cкриншоты из полнометражного художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ"




Стоп-кадр. Среди нескольких десятков тысяч метров архивной кинопленки - в городе Красногорске, -удалось найти кинокадры, запечатлевшие великую башкирскую писательницу Хадию Давлетшину на Первом съезде советских писателей.




Оригинальную музыку к фильму "Хадия" написал ярчайший и самобытный композитор Салават Ахмадеевич Низамутдинов. Он был незрячим - потому пришлось сделать экспликацию музыкального оформления: обозначить и озвучивать хронометраж, 
темы эпизодов и проигрывать вслух дикторский текст и мизансцены.
Было непросто, но музыка и песни на стихи Хадии Давлетшиной вошли в картину 
органично и украсили фильм. Спасибо, Салават!



Благодарен отделу кадров Башкирского ТВ за эти записи - греют душу ! 
Хорошие были люди...добросовестные. И всё это - правда...



Телестудия в Останкино, Москва. Выступление директора Творческо-производственного объединения "Баштелефильм", кинорежиссёра Рената Нуруллина и публициста, переводчика и поэта Газима Шафикова в одной из первых программ "Документальное кино России" на Центральном телевидении - ведущий программы: народный депутат СССР, член Верховного Совета СССР, кинорежиссёр Дмитрий Алексеевич Луньков.



Речь шла о перспективах развития башкирского фильмопроизводства, в частности, 
и кинематографа России в целом.

      12 марта 1991 года - состоялась презентация и премьера полнометражного художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ" на Центральном телевидении в Москве.

      Автор сценария - Газим Шафиков, режиссёр-постановщик - Ренат Нуруллин, оператор-постановщик - Владимир Желябов.
             
ПРИМЕЧАНИЕ 1: Говорили о планах Творческо-производственного объединения "Баштелефильм" и  о создании первого в истории кино Республики Башкортостан 3-х минутного мультфильма "Кэм откор?" - "Кто проворнее! " - на основе башкирских сказок и прибауток.
Производство: 1989 - 1990 годы. Премьера мультфильма состоялась в телепередаче Яркея Якшидавлетова "Замана".

Идея, автор сценария и режиссёр Ренат Нуруллин; автор либретто на башкирском языке Луиза Фархшатова; художник-мультипликатор Азамат Хужахметов; оператор Ильдус Галиуллин; монтажёр Венера Хабирова, Музыка из произведений композитора Розы Сахаутдиновой и группы "Караван-сарай".


Впервые, по инициативе Рената Нуруллина, появилось башкирское название мультипликации: "одушевлённый рисунок (с)".


И так было... 




                     
       
Договор на творческое содружество между наставником Б.С.Дубровиным-Заболотским и молодым специалистом Р.Х.Нуруллиным. "Киевнаучфильм", 18 ноября 1982 года.

      В 1978 году приглашён на Киевскую киностудию научно-популярных фильмов — "Киевнаучфильм",  где работал художником-мультипликатором, принимал участие в создании технических и научно-популярных фильмов.

Стажировался как кинорежиссёр на фильмах: «Технический рисунок» и «Элементы теории относительности А. Эйнштейна» (Специальная теория относительности) — наставник: кинорежиссёр высшей категории Б. С. Дубровин-Заболотский.

      В октябре 1990 года было создано, первое, среди фильмопроизводящих студий регионального телевидения СССР, хозрасчётное Творческо-производственное объединение «Баштелефильм» Гостелерадио Башкирской АССР, с собственной технической базой, которое возглавилв качестве директора. 


      Организовал мультипликационную мастерскую и стал инициатором создания и режиссёром первого башкирского мультипликационного фильма «Кем откор?» («Кто проворнее?», 1989 год). Подготовил Технологическую записку («Пособие») по производству рисованных мультфильмов.


      В это же время, содействовал появлению  первой телепередачи о родословной башкир — «башкирское шежере». Редактор Яркей Якшидавлетов.


      Тарифицирован Художественным советом телевидения  Гостелерадио Башкирской АССР и получил квалификацию «кинорежиссер высшей категории».                                         


ПРИМЕЧАНИЕ 2: Начало беседы в студии и часть рассказа об истории создания ТПО "Баштелефильм" - кем-то вырезаны (?!.).

Оригинал фильма на киноплёнке "Кодак" и эфирная видеозапись - непонятным образом, - исчезли из фильмо-видеотеки Гостелерадио "Башкортостан".

Странные были времена !


      Представители  литературных кругов и национальных образований в республике разделились на группы: "ЗА" и "ПРОТИВ". И все они обрушились на меня с претензиями (из фильма понятно -"почему?") - и, в конечном счёте, "уложили" на больничную койку в кардиодиспансере.

      Особенно донимали меня влиятельные телевизионные тётки и дяди - дети и родственники  некоторых литербоссов - "промышлявших" доносами и плагиатом... - которые, когда-то, "довели до ручки" героиню фильма.
      И не зря начинается история её трагической жизни словами: "Наш фильм - Слово, - в защиту чести и достоинства Хадии Давлетшиной ".

Жестокие были времена !





Полнометражный художественно-публицистический фильм "ХАДИЯ" 





Комментариев нет: